Лекция 1
Тема: Информационная безопасность. Основные определения.
Вы знаете, что любая информационная деятельность человека сводится к выполнению трех основных видов информационных процессов: процесса хранения информации, процесса передачи информации и процесса обработки информации. В современном обществе основным инструментом для осуществления информационных процессов являются средства ИКТ.
Почему информацию можно считать объектом собственности?
К каким негативным последствиям может привести искажение и раз-рушение информации?
Какой информационный процесс необходимо осуществлять одновре-менно с процессами хранения, передачи и обработки информации?
Основные понятия и определения информационной безопасности
Информация - это результат отражения и обработки в человеческом сознании многообразия внутреннего и окружающего мира, это сведения об окружающих человека предметах, явлениях природы, деятельности других людей и т.д., а также сведения о его внутреннем состоянии.
Сведения, которыми человек обменивается через машину с другим человеком или с машиной, и являются предметом защиты в автоматизированной системе. Однако защите подлежит не всякая информация, а только та, которая имеет цену.
Информационная безопасность включает меры по защите процессов создания данных, их ввода, обработки и вывода. Главная цель состоит в том, чтобы защитить и гарантировать точность и целостность информации, минимизировать разрушения, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена. Информационная безопасность требует учета всех событий, когда информация создается, модифицируется, когда к ней обеспечивается доступ и когда она распространяется.
Информационная безопасность гарантирует достижение следующих целей:
• конфиденциальность критической информации;
• целостность информации и связанных с ней процессов (создания, ввода, обработки и вывода);
• доступность информации в случае необходимости;
• учет всех процессов, связанных с информацией.
За несколько последних десятилетий требования к информационной безопасности существенно изменились. До начала широкого использования автоматизированных систем обработки данных безопасность информации достигалась исключительно физическими и административными мерами.
С появлением компьютеров стала очевидной необходимость использования автоматических средств защиты файлов данных и программной среды.
Следующий этап развития автоматических средств защиты связан с появлением распределенных систем обработки данных и компьютерных сетей, в которых средства сетевой безопасности используются в первую очередь для защиты передаваемых по сетям данных.
В наиболее полной трактовке под средствами сетевой безопасности мы будем иметь в виду меры предотвращения нарушений безопасности, которые возникают при передаче информации по сетям, а также меры, позволяющие определять, что такие нарушения безопасности имели место.
Термины "безопасность информации" и "защита информации" отнюдь не являются синонимами. Термин "безопасность" включает в себя не только понятие защиты, но также и аутентификацию, аудит, обнаружение проникновения.
Основные понятия, относящиеся к информационной безопасности, и их взаимосвязь.
Собственник определяет множество информационных ценностей, которые должны быть защищены от различного рода атак. Ата-ки осуществляются противниками или оппонентами, использующим и различные уязвимости в защищаемых ценностях. Основными нарушениями безопасности являются раскрытие информационных ценностей (потеря конфиденциальности), их неавторизованная модификация (потеря целостности) или неавторизованная потеря доступа к этим ценностям (потеря доступности).
Собственники информационных ценностей анализируют уязвимо-сти защищаемых ресурсов и возможные атаки, которые могут иметь место в конкретном окружении. В результате такого анализа определяются риски для данного набора информационных ценностей. Этот анализ определяет выбор контрмер, который задается политикой безопасности и обеспечивается с помощью механизмов и сервисов безопасности. Следует учитывать, что отдельные уязвимости могут сохраниться и после применения механизмов и сервисов безопасности. Политика безопасности определяет согласованную совокупность механизмов и сервисов безопасности, адекватную защищаемым ценностям и окружению, в котором они используются.
На рис.1 показана взаимосвязь рассмотренных выше понятий инфор-мационной безопасности.
Рис. 1. Взаимосвязь основных понятий безопасности информационных систем
Дадим следующие определения:
Уязвимость - слабое место в системе, с использованием которого мо-жет быть осуществлена атака.
Риск - вероятность того, что конкретная атака будет осуществлена с использованием конкретной уязвимости. В конечном счете, каждая органи-зация должна принять решение о допустимом для нее уровне риска. Это решение должно найти отражение в политике безопасности, принятой в организации.
Политика безопасности - правила, директивы и практические навыки, которые определяют то, как информационные ценности обрабатываются, защищаются и распространяются в организации и между информационными системами; набор критериев для предоставления сервисов безопасности.
Атака - любое действие, нарушающее безопасность информационной системы. Более формально можно сказать, что атака - это действие или последовательность связанных между собой действий, использующих уязвимости данной информационной системы и приводящих к нарушению политики безопасности.
Механизм безопасности - программное и/или аппаратное средство, которое определяет и/или предотвращает атаку.
Сервис безопасности - сервис, который обеспечивает задаваемую политикой безопасность систем и/или передаваемых данных, либо определяет осуществление атаки. Сервис использует один или более механизмов безопасности.
Угроза безопасности компьютерной системы - это потенциально возможное происшествие, неважно, преднамеренное или нет, которое может оказать нежелательное воздействие на саму систему, а также на информацию, хранящуюся в ней.
Уязвимость компьютерной системы - это некая ее неудачная характеристика, которая делает возможным возникновение угрозы. Другими словами, именно из-за наличия уязвимостей в системе происходят нежелательные события.
Атака на компьютерную систему - это действие, предпринимаемое злоумышленником, которое заключается в поиске и использовании той или иной уязвимости. Таким образом, атака - это реализация угрозы. Заметим, что такое толкование атаки (с участием человека, имеющего злой умысел), исключает присутствующий в определении угрозы элемент случайности, но, как показывает опыт, часто бывает невозможно различить преднамеренные и случайные действия, и хорошая система защиты должна адекватно реагировать на любое из них.
Угроза раскрытия заключается том, что информация становится из-вестной тому, кому не следовало бы ее знать. В терминах компьютерной безопасности угроза раскрытия имеет место всякий раз, когда получен доступ к некоторой конфиденциальной информации, хранящейся в вычислительной системе или передаваемой от одной системы к другой. Иногда вместо слова "раскрытие" используются термины "кража" или "утечка" .
Угроза целостности включает в себя любое умышленное изменение (модификацию или даже удаление) данных, хранящихся в вычислительной системе или передаваемых из одной системы в другую. Обычно считается, что угрозе раскрытия подвержены в большей степени государственные структуры, а угрозе целостности - деловые или коммерческие.
Угроза отказа в обслуживании возникает всякий раз, когда в результате некоторых действий блокируется доступ к некоторому ресурсу вычислительной системы. Реально блокирование может быть постоянным, так чтобы запрашиваемый ресурс никогда не был получен, или оно может вызвать только задержку запрашиваемого ресурса, достаточно долгую для того, чтобы он стал бесполезным. В таких случаях говорят, что ресурс исчерпан.
Аутентификация - процедура проверки является ли человек тем, за кого он себя выдал при идентификации.
Идентификация - процедура опознавания человека объектом информатизации.
Объект информатизации - комплекс, состоящий из программно-аппаратных частей компьютера или других видов техники, который хранит, обрабатывает и выдает информацию.
Права доступа - определенный вид характеристики учетной записи и файлов, которая определяет нормативы доступа (право на чтение, изменение, удаление и т.п.) к информации при объекте информатизации.
Учетная запись (аккаунт) - совокупность имени и пароля конкретного человека для определенного объекта информатизации в целях обеспечения идентификации и аутентификации этого человека.